Раскрытие понятия и содержания Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V ЗРК «О противодействии коррупции»

Дадим определение, что такое коррупция?

Коррупция - это незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных)благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ (п.6 ст.1 Закона).

Основной целью настоящего закона является устранение коррупции в обществе, путём формирования в обществе атмосферы нетерпимости к коррупции, выявления условий и причин, способствующих совершению коррупционных правонарушений, и устранения их последствий, укрепления взаимодействия субъектов противодействия коррупции, развития международного сотрудничества по противодействию коррупции, выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений (ст.5 Закона).

Для противодействия коррупции, государством проводится антикоррупционная политика, включающая в себя правовые, административные и организационные меры, направленные на снижение коррупционных рисков, повышение доверия общества к деятельности государственных органов (п.7 ст.1 Закона), путём введения антикоррупционных ограничений направленных на предупреждение коррупционных правонарушений (п.8 ст.1 Закона).

В настоящем законе отражены основные принципы противодействия коррупции, такие как законность; приоритета защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; гласности и прозрачности; взаимодействия государства и гражданского общества; системного и комплексного использования мер противодействия коррупции; поощрения лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции и неотвратимости наказания за совершение коррупционных правонарушений (ст.4 Закона).

К мерам противодейтвия коррупции относят:

1.Для оценки правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции проводят антикоррупционный мониторинг, включающий в себя: деятельность субъектов противодействия коррупции по сбору, обработке, обобщению, анализу и оценке информации, касающейся эффективности антикоррупционной политики, состояния правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции, а также восприятия и оценки уровня коррупции обществом. Её источниками являются правовая статистика и обращения физических и юридических лиц, сведения неправительственных и международных организаций, данные социологических опросов и публикаций в СМИ. По её результатам проводится анализ коррупционных рисков и совершенствуются меры для формирования антикоррупционной культуры (ст.7 Закона).

2.Анализом коррупционных рисков - является выявление и изучение причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений и подразделяется на  внешний и внутренний.

Внешнийанализ осуществляется уполномоченным органом по противодействию (выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах и в организационно-управленческой деятельности, затрагивающих деятельность государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора) и по его результатам государственные органы, организации и субъекты квазигосударственного сектора принимают меры по устранению причин и условий возникновения коррупции. Внутренний анализ осуществляется государственными органами, организациями и субъектами квазигосударственного сектора, по результатам которого принимают меры по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений. Порядок проведения внутреннего анализа коррупционных рисков определяется уполномоченным органом по противодействию коррупции (ст.8 Закона).

3.Формирование антикоррупционной культурыосуществляется комплексом мер образовательного, информационного и организационного характера (разъяснительная работа в СМИ, организации социально значимых мероприятий, государственного социального заказа). Это деятельность, осуществляемая субъектами противодействия коррупции по сохранению и укреплению в обществе системы ценностей, отражающей нетерпимость к коррупции и является непрерывным процессом воспитания и обучения для нравственного, интеллектуального, культурного развития и формирования активной гражданской позиции неприятия коррупции личностью(ст.9 Закона).

4.Антикоррупционные стандарты, подразумевают под собой, установление для обособленной сферы общественных отношений систему рекомендаций, направленных на предупреждение коррупции и разрабатываются государственными органами, организациями и субъектами квазигосударственного сектора с учётом общественного мнения при разработке законодательства и в правоприменительной практике (ст.10 Закона).

5.В целях осуществления мер финансового контроля физические лица представляют: декларацию об активах и обязательствах и декларацию о доходах и имуществе. Декларацию об активах и обязательствах представляют:

кандидаты в Президенты РК, депутаты Парламента РК и маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, члены выборных органов местного самоуправления и их супруги, а также лица, являющиеся кандидатами на государственную должность либо должность, связанную с выполнением государственных или приравненных к ним функций и их супруги. Декларацию о доходах и имуществе представляют: лица, занимающие ответственную государственную должность, уполномоченные на выполнение государственных функций, должностные лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций и их супруги. Непредставление декларации об активах и обязательствах или декларации о доходах и имуществе, представление неполных, недостоверных сведений в таких декларациях влечет установленную законом ответственность. Физические и юридические лица, участвующие в выполнении функций по управлению государственным имуществом, представляют отчеты обо всех сделках имущественного характера и финансовой деятельности, связанных с государственной собственностью, в государственный орган, осуществляющий в отношении государственного имущества правомочия собственника (ст.11 Закона).

6.Лица, занимающие ответственную государственную должность, уполномоченные на выполнение государственных функций, приравненными к ним лица,должностные лицами (далее-должностные лица), принимают на себя антикоррупционные ограничения (фиксируется службами управления персоналом соответствующих организаций в письменной форме), такие как: а) не осуществлять деятельность, не совместимой с выполнением государственных функций, б) не допускать случаев совместной службы близких родственников, супругов и свойственников, в) не использоватьслужебную и иную информацию для извлечения имущественных и неимущественных благ и преимуществ, г) не принимать самому и членам его семьи, материального вознаграждения, подарков или услуг за действия (бездействие) в пользу лиц, их предоставивших, если такие действия входят в его служебные полномочия или, если он (она), в силу должностного положения могут способствовать таким действиям (бездействию). д) не открывать и владеть счетамив иностранных банках, расположенных за пределами Казахстана и хранить наличные деньги и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Республики Казахстан(ст.12 Закона).

7. В случае конфликта интересов при получении информации должностные лица обязаны в письменной форме уведомить непосредственного руководителя либо руководство организации, в которой они работают, о возникшем конфликте и своевременно принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, путём отстранения лиц, от исполнения должностных обязанностей, поручить другому лицу исполнение должностных обязанностей по вопросу, в связи с которым возник или может возникнуть конфликт интересов, изменить должностные обязанности и принять иные меры по устранению конфликта интересов (ст.15 Закона).

8.Противодействия коррупции в сфере предпринимательства. При осуществлении своей деятельности для минимизации и устранению причин и условий возникновения коррупции, субъекты предпринимательства принимают меры по предупреждению коррупции путём установления организационно-правовых механизмов, обеспечивающих подотчетность, подконтрольность и прозрачность процедур принятия решений, соблюдения принципов добросовестной конкуренции, предотвращения конфликта интересов, принятия и соблюдения норм деловой этики, принятия мер по формированию антикоррупционной культуры, взаимодействия с государственными органами и иными организациями по вопросам предупреждения коррупции. Стандарты по предупреждению коррупции для субъектов предпринимательства могут разрабатываться и приниматься объединениями(ассоциациями, союзами) субъектов предпринимательства(ст.16 Закона).

К субъектам противодействия коррупции относятся: уполномоченный орган по противодействию коррупции и иные субъекты противодействия коррупции - государственные органы, субъекты квазигосударственного сектора, общественные объединения, а также иные физические и юридические лица (ст.18 Закона).

      Противостоять и противодействовать коррупции обязаны все государственные органы, организации, субъекты квазигосударственного сектора и должностные лица. Руководители государственных органов, организаций, субъектов квазигосударственного сектора привлекаются к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по предупреждению совершения коррупционных правонарушений подчиненными сотрудниками. Выявление, пресечение, раскрытие, расследование и предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности осуществляются органами прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, военной полиции, службой экономических расследований, Пограничной службой КНБ РК (ст.22 Закона).

На сегодняшний день необходимо активное участие общественности в противодействии коррупции (сообщение об известных им фактах совершения коррупционных правонарушений, внесение предложений по совершенствованию и правоприменительной практики по вопросам противодействия коррупции, участие в формировании антикоррупционной культуры, взаимодействие с другими субъектами противодействия коррупции и уполномоченным органом по противодействию коррупции, в запрашивании и получении от государственных органов информации о деятельности по противодействию коррупции, занятие научными и социологическими исследованиями, по вопросам противодействия коррупции, проведение разъяснительной работы в СМИ и организации социально значимых мероприятий по вопросам противодействия коррупции) (ст.23 Закона).

Специалист КГУ «Центр по охране и использованию историко-культурного наследия» управления культуры Акмолинской области С.Имангалиев