Парково-архитектурный мемориальный комплекс Биржан сал

Біржан сал саябақ-сәулет мемориалдық кешені 0 Біржан сал саябақ-сәулет мемориалдық кешені 1

Архитектурно-мемориальный комплекс в честь казахского акына и композитора Биржан-сала был открыт 14 сентября 2012 года на территории Дома культуры городаСтепняк Акмолинской области являющейся родиной великого акына, именно здесь появилось это грандиозное сооружение, став сразу же главной местной достопримечательностью. 

Биржан-сал – уникальный поэт, певец и композитор, гениальные произведения которого прославили родную Сары-Арку. В девятнадцатом веке не было в Великой степи равных ему талантом. Каждое его произведение можно назвать настоящим музыкальным шедевром.

Уже в раннем возрасте Биржан-сал Кожагул-улы (1834-1897) прославился как певец, обладающий выдающимися вокальными данными и мастерски аккомпанирующий себе на домбре. Знаменитые песни акына исполняли все известные певцы Казахстана. Будучи глашатаем народа Биржан-сал в своих песнях также обличал произвол степных правителей, таких, как волостные Жанбота и Азнабай (по чьему приказу у Биржан-сала во время визита в Степь генерал-губернатора Александра Дюгамеля в 1865 году сломали домбру за неподчинение). Гнев и презрение звучат в песнях «Жанбота», «Адасқақ» и других. Печатью трагизма отмечены песни последних лет жизни «Жамбас сипар», «Теміртас» и другие, проникнутые безысходностью и печалью.

До наших дней сохранилось свыше сорока его песен, среди которых такие признанные шедевры, как «Биржан», «Адаскак», «Кокшетау», «Жанбота», «Ляйлим шырак» и многие другие.

Биржан-сал был также непревзойденным мастером айтыса. Его поэтическое состязание с Сарой Тастанбеккызы, которое состоялось в 1871 году в Семиречье, стало классикой жанра. В 1946 году композитор Мукан Тулебаев на основе этого айтыса написал оперу «Биржан и Сара», куда вошли основные песни Биржана.

Мемориальный комплекс представляет собой архитектурную композицию, установленную на самой высокой точке города. Примечательно, что весь этот комплекс был построен на благотворительные средства собранные местными жителями земляками великого музыканта. Возведение мемориала стало делом общенародным: кто-то вносил денежные средства, кто-то оказывал помощь в работах по строительству комплекса. Все работы связанные со строительством выполняла местная строительная фирма ТОО «Хасият-Мастер».

Центральную часть архитектурно-мемориального комплекс занимает скульптура композитора высотой шесть метров. Скульптура представляет собой фигуру великого акына стоящую на высоком постаменте, в его руках домбра, а взгляд устремлен вдаль, он как будто исполняет одно из своих бессмертных музыкальных произведений.

Вокруг постамента разбит небольшой сквер, установлена уютная беседка, выложенные брусчаткой дорожки, газоны, декоративные фонари и даже фонтан. Автором этой композиции стал член Акмолинского областного Центра союза художников Манарбек Жумабекович Бурмаганов.

Увековечивание памяти великого Биржан-сала происходит по всему Казахстану, так в городе Кокшетау в 1991 году ему был открыт памятник, а в 2009 году «Казахфильм» снял художественную ленту «Биржан-сал» (режиссер и исполнитель главной роли Досхан Жолжаксынов).Этот фильм о выборе между гордостью и смирением, чувством достоинства и унижением, честью и бесчестьем. Еще это пронзительная история последней любви и одиночества. Съемки этого фильма проходили именно здесь в Кокшетауской области на родине Биржан сала.

Уже в раннем возрасте Биржан-сал Кожагул-улы (1834-1897) прославился как певец, обладающий выдающимися вокальными данными и мастерски аккомпанирующий себе на домбре. Знаменитые песни акына исполняли все известные певцы Казахстана. Будучи глашатаем народа Биржан-сал в своих песнях также обличал произвол степных правителей, таких, как волостные Жанбота и Азнабай (по чьему приказу у Биржан-сала во время визита в Степь генерал-губернатора Александра Дюгамеля в 1865 году сломали домбру за неподчинение). Гнев и презрение звучат в песнях «Жанбота», «Адасқақ» и других. Печатью трагизма отмечены песни последних лет жизни «Жамбас сипар», «Теміртас» и другие, проникнутые безысходностью и печалью.

До наших дней сохранилось свыше сорока его песен, среди которых такие признанные шедевры, как «Биржан», «Адаскак», «Кокшетау», «Жанбота», «Ляйлим шырак» и многие другие.

Биржан-сал был также непревзойденным мастером айтыса. Его поэтическое состязание с Сарой Тастанбеккызы, которое состоялось в 1871 году в Семиречье, стало классикой жанра. В 1946 году композитор Мукан Тулебаев на основе этого айтыса написал оперу «Биржан и Сара», куда вошли основные песни Биржана.