Науан Хазрет

Имя Наурызбай Таласова в литературах и среди народа известна как Науан Хазрет, о котором мало говорили в советское время, и его часто описывали как консервативного муллы, пошедшего другим путем. Он был также известен как теолог, проповедовавший мусульманскую мораль в казахских степях, так и исторической личностью, который открыто боролся против царской власти, преследовавшая цель отменить права казахов и колонизировать их.

Наурызбай Таласов родился в 1843 году в селе Жылкельды Мезгильской волости Кокшетауского округа. Его отец из ветви Шунгурша рода Караул. С тех пор его происхождение продолжается так - Шугул-Акан-Кутболат-Талас-Наурызбай. Хазрет Науан умер в 1916 году в возрасте 73 лет и был похоронен на мусульманском кладбище на берегу озера Копа. Однако до недавнего времени точное время и место его смерти были неизвестны, поэтому в 2001 году Толеген Хамзин, внук ученика Наурызбай Таласова, на свои средства установил у входа на кладбище памятник «Науан Хазрет». Спустя некоторое время древнее надгробие было обвалено и найдено в разделенном на две части состоянии. Надгробная плита, написанная арабской графикой хорошо читается и гласит: «Посвящен главному имаму г. Кокшетау Науан-Мухаммед Таласовичу, в возрасте 73 лет перешел с этого в иной мир, 1916 год».

Надгробие было восстановлено до сегодняшнего улучшенного состояния Каратай-кажы Раевым, трудившимся в советско-партийной и хозяйственной деятельности, ныне пенсионер, а также реставрировано благодаря спонсорской помощи дальнего родственника Науана Хазрета, директора национального парка «Бурабай» Алиби Галыма.

Наурызбай сначала учился в сельской школе, затем окончив медресе в Кызылжаре, его как одаренного ребенка рекомендовали в Кокалташскую духовную семинарию в Бухаре. Поработав некоторое время в родном селе и собрав средства, в начале 1870-х годов, наконец-то поступил в эту семинарию. В новом учебном заведении Наурызбай стал  известным не только своим упорным трудом, но и глубоким владением всех предметов. По окончании курса его направляют в Багдад, центр всех мусульман, на стажировку в качестве талантливого семинариста. Вернувшись после обмена опытом, его оставили преподавать в предыдущей духовной семинарии.

В 1886 году жители Кокшетауского уезда отправили в Бухару делегацию из трех человек, целью которых было вернуть Наурызбая Таласова на родину. Бухарцы, сочувствующие просьбе эмиссаров из Кокшетау, дали разрешение Наурызбай Таласову. Наурызбай вернулся на родину багажом знаний. Помимо древнетюркского и узбекского языков, он хорошо овладел персидский и арабский язык, восточную литературу, свободно разговаривал на русском и татарском языках. Видный ученый-теолог Наурызбай Таласов получил ученое звание и стал известен в народе как Науан Хазрет.

Осенью 1886 г. Науан Хазрет был избран общественностью областным имамом Кокшетауской мечети. Науан Хазрет проделал большую работу по духовному воспитанию народа, способствовал систематизации религиозных обрядов и установил тесные связи с руководством мечетей соседних уезов. Об его авторитете среди народа свидетельствует тот факт, что по его инициативе и благотворительности мусульман в центре Кокшетау была построена новая мечеть. В мечети проводились бракосочетания, и с 1886 года получили право выдавать новорожденным свидетельства о рождении. В документе говорится, что «Составлено при уездном начальнике Костырко, и такой же порядок сохранился при начальниках Туполева, Коновалова, Селицкого и Кельцева».

Прежде всего, Науан Хазрет организовал при мечети курсы переподготовки для сельских мулл. Став образованным он приступил к глубокому обучению своего народа, особенно относился к знаниям учащихся школ. Науаз Хазрет за счет благотворительных мероприятий мусульман открыл при мечети медресе и интернат. Он выбрал школьным помощником своего бывшего ученика, уроженца Котыркольской волости Косшыгулова Шаймердена.

В то время в Казахстане было два типа школ и медресе. В школах получали начальное образование, где в основном охватывали чтение религиозных книг, арифметику, чтение, арабское правописание и каллиграфию - правильное написание букв в арабской графике. Обычно медресе открывались в городах и принимали туда выпускников сельских школ. В школе-медресе Науана Хазрета наряду с мусульманским образованием давали светское образование, учащиеся читали и писали, учили восточную литературу, графику на арабском и русском языках. Самое интересное, что дети читали наизусть стихи Абая и пели песни Биржан Сала и Акана Сери. В медресе большое внимание уделялось к освоению арабского и персидского языков, классиков восточной литературы. При проверке и обыске школы-интерната со стороны уездного начальника у школьников были изъяты книги Фирдоуси, Науаи, Сагди, Низами и других авторов.

Родители не платили за школу, так как в медресе было подсобное хозяйство, согласно благотворительным мероприятиям верующих они сами ухаживали за купленным крупным и мелким скотом и готовили для них зимние корма. Таким образом, столетний медресе Науан Хазрета оправдывал свой труд и в ходе работы совмещал учебу и труд. Среди преподавателей медресе вместе с Науан Хазретом, Шаймерден Косшыгуловым были по происхождению узбек из Ташкента Ингам Кари и политический ссыльник Петр Гарлишев, оба свободно владели казахским языком.

Науан Хазрет на уроках и в проповеди в медресе всегда говорил о необходимости современного образования, и не только говорил, но и совершенствуя традиционные знания, применял их на практике, проповедуя ислам ввел беседу доступным большинству на родном языке.

Источник: доктор исторических наук, профессор К.К. Абуов