Иманжусуп Кутпанулы
(Аршалынский район)
Иманжусуп Кутпанов (1863-1931) - представитель целой династии участников народно-освободительного движения, поэт, композитор, певец, выдающийся сын казахского народа внесший неоценимый вклад в историю страны Его песни «Ерейментау», «Сарыарка», «Караоткел», «Сарыбел» широко известны казахскому народу. Родился в Акмолинской области, Аршалынского района в 8 км. близ с. Жибек жолы.
Как активный участник народно-освободительного движения Иманжусуп Кутпанов был расстрелян в 1931 году, тело было захоронено в г. Тараз.
В 2013 году вся республика отметила 150-летие Иманжусупа Кутпанова. Церемонию грусти и в то же время светлой памяти о своем славном предке организаторы разделили на две части: процедура переноса контейнера с землей с места захоронения Иманжусупа в г. Таразе на родовое кладбище Кутпановых, где похоронены родители, братья, сестры, близкие поэта и композитора.
Внучкой Иманжусупа, Иманжусуп Раушан, за более чем четверть века найдены, систематизированы и введены в научный оборот совершенно неизвестные факты биографии Иманжусупа, его творческое наследие (более 20 песен, считавшихся безвозвратно утерянными и забытыми), издано 30 книг, опубликовано более 500 статей, созданы документальные фильмы, организовано более 50 международных научно-практических конференций, более 150 вечеров памяти, семинаров и круглых столов. Одним из направлений научно – исследовательского проекта «Шокан жолдары» является Иманжусуповедение.
В 1865 году волостной Акмолинского уезда Ибрай Жаикпаев получает письмо от Кутпана Дайрабаева, проживающего в станице Песчаной Павлодарского уезда. В письме Кутпан просит выделить ему земли, как уроженцу Акмолинска, с целью переселения со всей своей семьей: женой Умит и четырьмя детьми – сыновьями Акшабаем, Шонаем, Иманжусупом и дочерью Батиш.
Вскоре он поселился на отведенных ему землях в Кюгенжаре. Кутпан был зажиточным, богатым человеком, рачительным хозяином, отличался богатырской силой. Было известно, что он в молодые годы был храбрым воином в ополчении Кенесары. В округе его уважали за спокойный нрав, смекалку и мудрые решения. К младшему сыну, Иманжусупу, слава пришла рано. Кутпан гордился им: с малых лет Иманжусуп легко объезжал самых сноровистых скакунов, не знал страха, обладал необыкновенной силой, крутым и прямым характером. На тоях и увеселениях молодежь ходила за ним толпой, каждый хотел услышать его песни, его зажигательные речи. Да и внешность у него была яркая и необычная: был высокого роста, больше двух метров, зеленоглазый, светлоликий. В байге не было ему равных, его кони были известны далеко за пределами Акмолинска, а на кокпаре мало кто отваживался вступать с ним в единоборство.
Когда началось засилье карашекпенов, переселенцев из России в годы столыпинской реформы, Кутпановых оттеснили на берега Карасу, где семья и проживала до сороковых годов 20 века. Умерших хоронили недалеко от зимовки, огородив рвом семейное кладбище. Ров сохранился до наших дней. На этом кладбище были похоронены родители, Кутпан и Умит, братья Иманжусупа – Акшабай и Шонай, их жены и дети. По свидетельству местных жителей, на место захоронения всегда приезжали паломники из ближних сел и других областей, родственники, школьники, студенты и представители интеллигенции: поэты, музыканты, певцы, композиторы, художники. Из уст в уста передавались легенды и предания, связанные с жизнью Иманжусупа, его беспримерными подвигами во имя родной земли.
Иманжусуп был объявлен врагом народа и расстрелян 2 марта 1931 года в городе Таразе по обвинению в организации Моинкумского восстания. Реабилитирован в 1992 году. Сын Иманжусупа - Нурхан, чудом спасшийся и выросший после гибели отца в Наманганском детском доме, всю жизнь занимался поисками батыра. После его кончины исследованием жизни и деятельности прославленного сал и сери, восстановлением его доброго имени, на котором выросло не одно поколение казахов, занялась Иманжусуп Раушан. В рамках проекта «Иманжусуповедение» реализованы десятки проектов по пропаганде жизни и творческого наследия репрессированных деятелей науки и культуры: опубликованы монографии и научно-популярные издания, защищена докторская диссертация на тему: «Культурно-исторический портрет Иманжусупа», проведены юбилейные торжества в пяти регионах Казахстана, возведены памятники и бюсты, имя Иманжусупа носят улицы и проспекты, Дворцы культуры и стадионы, школы в Астане, областных и районных центрах. В родовом селе Иманжусупа открыт культурно-образовательный центр «Иманжусуп», в котором ведется работа по созданию музейного комплекса. Пантеон семьи Кутпановых – зарегистрирован как памятник культуры 19 века, Планируется открытие школы сал и сери, школы камшыгерства и школы верховой езды.
В 2012 году с места расстрела Иманжусупа – кладбища на окраине Тараза, был по инициативе внучки Иманжусупа, доктора философских наук, профессора ЕНУ имени Гумилева Иманжусуп Раушан доставлен контейнер с землей и при содействии Аршалынского акимата и при участии широкой общественности республики было произведено символическое захоронение, установлен памятный камень. В прошлом году пантеон был огорожен силами акимата села Жибек жолы. Сюда съезжаются со всей республики, и зарубежья тысячи людей, чтобы поклониться праху народного батыра, увидеть землю, на которой он жил, которую воспел на века, услышать рассказы о его яркой и замечательной жизни, жизни народного кумира и защитника интересов простых людей. Только в этом году этот замечательный памятник культуры 19 века, несмотря на бездорожье и распутицу, посетило несколько тысяч паломников и любителей народного искусства.
Источник: доктор философских наук, профессор ЕНУ имени Гумилева Иманжусуп Раушан Нурхановна.