Скала Окжетпес в Бурабайском районе Акмо­линской области является самой высокой верши­ной Кокшетауской возвышенности. Ее окружают великолепная природа, березы, сосны и гранит­ные скалы. Все это привлекает в здешние края туристов.

Государственный национальный природный парк «Бурабай» (Боровое) площадью 83 511 га создан в 2000 г. Еще в 1935 примерно на этом же месте был создан заповедник «Боровое», но в 1951 г. заповедник был закрыт. Ныне парк зани­мает горно-лесной массив на востоке Кокшетау­ской возвышенности.

Горы Кокшетау потому и называются так - «Го­лубые (небесные) горы», что небо над ними синее- синее, а воздух в этих местах чист и прозрачен. В давние времена в этих горах обитал гордый, свободный, одинокий белый верблюд - Бура. Он был высок, силен и красив. Шерсть на нем была густая, белая-белая. Этот огромный верблюд Бура всегда ходил один, ни с кем не общался, ни­кому не подчинялся. Его родным домом была гус­тая чаща кокшетауских лесов. Воду он пил толь­ко из одного озера, которое в народе за чистоту прохладной воды и ее прозрачность называли Кумискол, то есть Озеро Серебряное. Каждый день белый верблюд Бура приходил в полдень пить воду из серебряного озера, и приходил он сюда по одной и той же дороге.

Этот верблюд был священный. Он заранее чувствовал приближение вражеских полчищ и своим громким криком предупреждал людей о нашествии чужаков. Бура также чувствовал при­ближение болезней к хану, вождю страны, и в такие дни становился особенно беспокойным и шумным. Перед тревожными днями Бура, бе­лый верблюд, громко ревел не переставая. Рев его слышали жители окрестных лесов и степей и спешно собирались в отряды, чтобы отразить набег врагов. Люди хорошо относились к белому верблюду, поклонялись ему, как божеству, счи­тали его священным животным, которое к ним послал бог Неба Тенгри, чтобы оберегать их от напастей. Местность, в которой обитал белый верблюд Бура, так и стали называть - Бурабай, а озеро с серебристой водой, где он утолял жажду, назвали Боровое. А горы, озера и леса вокруг с тех пор так и называются Бурабай - Боровое.

Окжетпес хорошо видна с берега озера Аулиеколь. О происхождении этой скалы в народе ходит много легенд и сказаний. Ч. Валиханов сложил о ней более пятнадцати легенд. С. Сейфуллин в своей лирической поэме «Кокшетау», упоминая скалу «Окжетпес», описал трагическую судьбу красавицы-калмычки.

В те времена, когда казахи и калмыки воева­ли, война воодушевляла воинов к отваге, а по­ходы и слава придавали им духа. И однажды хан Абылай одержал сокрушительную победу над калмыками и вернулся в родные края с большой добычей. Остановившись на одной из высоких скал, Абылай решил разделить все добытые трофеи между воинами победного похода. Од­нако заметил, что между ними возник спор, при­чиной которому стала пленница-калмычка. За­тянувшийся спор между воинами огорчил хана, он предложил пленнице самостоятельно опре­делить достойного: «Красавица! Перед тобой стоят мои отважные, бесстрашные воины. Все достойны стать твоим мужем, но я даю право выбора тебе».

Хрупкая, как дитя, калмычка подняла бездон­ные глаза и ответила: «Великий хан»  спасибо за такую честь. Пусть моим выбором будет са­мый уважаемый мужчина. А мой белый платок повесят на вершину скалы. Чья стрела доле­тит до вершины горы, за того я выйду замуж!»

Хан для исполнения своего обещания привя­зал белый платок на самую вершину. Храбрая девушка попросила разрешения наблюдать за борьбой наверху. Джигиты выпустили стрелы из своих лук, но ни одна не коснулась белого платка. Лишившись возлюбленного, наложница-калмычка бросилась с вершины горного утеса в воды голубого залива озера Аулиеколь. С тех пор вершину народ называет «Окжетпес».

О горе «Окжетпес» (букв, «стрела не доста­нет») существует несколько легенд.