Находящийся в природном национальном парке «Буйраттау» археолого-этнографический комплекс «Кумай» (синоним понятия «Умай») - место, в котором каменные памятники рассказы­вают о духовном мире тюрков древних эпох.

Каменные балбалы - статуи, высеченные из гранита, установлены с восточной стороны риту­альных оград, они занимают особое место в про­странстве долины реки Кумай. Вероятно, у этих статуй, каждая из которых имела свое название и символизировала духовную культуру, проводи­лись обряды поклонения душам предков. Сами же персонажи поклонения в свое время были выда­ющимися людьми племени, честно служившими Отечеству в те далекие времена, заботившимися о нуждах своего народа, сражавшимися с врагами.

Обычно подобные памятники располагались в соответствии с социальным положением персо­ны, в честь которой воздвигался монумент. Топо­графически выделяется большой мемориальный камень, вероятно посвященный вождю-кагану, он высотой более 2 метров, стоит впереди других скульптур и обращен лицевой стороной к востоку, в сторону реки.

В правой руке этой гигантской статуи изобра­жен огромный бокал, символически наполненный священной водой для принесения клятвенной присяги верности своему народу (ант суын ішу- ритуал пития клятвенной воды). Вождь клялся в том, что, благословленный Богом Неба Тенгри на власть, он будет заботиться о благополучии род­ной земли и сохранит ее для потомков.

В левой руке изображено оружие, меч-акинак, свидетельствующее о готовности защитить Оте­чество. С такими же воинскими атрибутами соо­ружены и другие каменные статуи-балбалы, но находятся они немного позади от вождя.

В те времена поклонялись богу земель и воды. Турки воспринимают мир как бесконечный, веч­ный в своем искусстве, без образа Бога, самой древней монотеистической концепции. Как есть поклонники великих предков, посланных с небес, так и мать Умай была земной дарительницей жизни и ее хранительницей. Владелец небесного стада являлся представителем династии Ашина, которая считалась широко распространенным су­ществом. Место, где он жил, называлось святым. Они позволяют определить территорию тюркских племен на казахской земле и духовность тюрков в формировании государства автономной области.

Традиция поклонения предкам является древ­ней религиозной верой казахов. Основным при­мером поклонения является золотое наследие эпоса наших предков, которое сохранилось в пес­нях о батырах. По мнению М. Ауэзова, рождение эпоса о батырах, благородных людях, которые погибли, сожженных героях, породило традицию оплакивания умерших. Одним из первых при­меров оплакивания в словах Махмуда Кашгари является царь Афрасияб - поминальная песня Апып Ер Тонга.

В целом этот мемориальный комплекс тюрк­ского кагана и его ближайших соратников произ­водит неизгладимое впечатление.