Находящийся в природном национальном парке «Буйраттау» археолого-этнографический комплекс «Кумай» (синоним понятия «Умай») - место, в котором каменные памятники рассказывают о духовном мире тюрков древних эпох.
Каменные балбалы - статуи, высеченные из гранита, установлены с восточной стороны ритуальных оград, они занимают особое место в пространстве долины реки Кумай. Вероятно, у этих статуй, каждая из которых имела свое название и символизировала духовную культуру, проводились обряды поклонения душам предков. Сами же персонажи поклонения в свое время были выдающимися людьми племени, честно служившими Отечеству в те далекие времена, заботившимися о нуждах своего народа, сражавшимися с врагами.
Обычно подобные памятники располагались в соответствии с социальным положением персоны, в честь которой воздвигался монумент. Топографически выделяется большой мемориальный камень, вероятно посвященный вождю-кагану, он высотой более 2 метров, стоит впереди других скульптур и обращен лицевой стороной к востоку, в сторону реки.
В правой руке этой гигантской статуи изображен огромный бокал, символически наполненный священной водой для принесения клятвенной присяги верности своему народу (ант суын ішу- ритуал пития клятвенной воды). Вождь клялся в том, что, благословленный Богом Неба Тенгри на власть, он будет заботиться о благополучии родной земли и сохранит ее для потомков.
В левой руке изображено оружие, меч-акинак, свидетельствующее о готовности защитить Отечество. С такими же воинскими атрибутами сооружены и другие каменные статуи-балбалы, но находятся они немного позади от вождя.
В те времена поклонялись богу земель и воды. Турки воспринимают мир как бесконечный, вечный в своем искусстве, без образа Бога, самой древней монотеистической концепции. Как есть поклонники великих предков, посланных с небес, так и мать Умай была земной дарительницей жизни и ее хранительницей. Владелец небесного стада являлся представителем династии Ашина, которая считалась широко распространенным существом. Место, где он жил, называлось святым. Они позволяют определить территорию тюркских племен на казахской земле и духовность тюрков в формировании государства автономной области.
Традиция поклонения предкам является древней религиозной верой казахов. Основным примером поклонения является золотое наследие эпоса наших предков, которое сохранилось в песнях о батырах. По мнению М. Ауэзова, рождение эпоса о батырах, благородных людях, которые погибли, сожженных героях, породило традицию оплакивания умерших. Одним из первых примеров оплакивания в словах Махмуда Кашгари является царь Афрасияб - поминальная песня Апып Ер Тонга.
В целом этот мемориальный комплекс тюркского кагана и его ближайших соратников производит неизгладимое впечатление.
Дата создания: 09.04.2020 11:47
Дата обновления: 04.05.2020 12:09
Количество просмотров: 2191